Давление в расширительном бачке отопления
Для стабильной работы отопления необходимо правильно выставить давление в расширительном бачке – гидробаке. Эта емкость принимает увеличивающийся объем теплоносителя, который образуется при нагреве. Некорректная работа такого устройства приводит к постоянным отключениям котла и неустойчивой работе теплосистемы.
Неправильная настройка гидробака может спровоцировать резкое повышение давления – гидроудар, при котором повреждаются трубы, радиаторы, краны, вентиля и другие элементы теплосистемы. Поэтому к такому вопросу нужно подойти очень серьезно.
- Для чего нужен расширительный бак
- Устройство расширительного бака в закрытой системе отопления
- Какое давление должно быть в демпфере
- Настройка давления в новом мембранном бачке
- Последствия неправильно выставленного давления
- Почему падает давление в системе отопления
- Как проверить давление в расширительном баке отопления
- Как отрегулировать давление в расширительном баке
- Обслуживание мембранного бака – рекомендации и советы
Для чего нужен расширительный бак
Жидкость, циркулирующая в теплосистеме, при нагреве увеличивается в объеме и давит на трубы. Если давление не сбросить, предохранительный клапан сработает и отключит котел. Может возникнуть гидроудар, выводящий из строя трубы, арматуру и другие части теплокоммуникаций.
Избежать этого помогает расширительный бак, который забирает внутрь себя образовавшиеся излишки жидкости и нормализует работу отопления. Он работает как демпфер – гасит повышенное давление и как гидроаккумулятор – сохраняет внутри носитель, а потом отдает его обратно в трубы.
Устройство расширительного бака в закрытой системе отопления
Эти устройства бывают двух типов, принципиально отличающихся друг от друга:
- Негерметичные расширительные баки для отопления открытого типа – это емкости из нержавейки или переделанные канистры. Внутрь заливают воду, которая потом попадает в трубы.
- Герметичные расширительные баки для отопления закрытого типа – замкнутые резервуары. Внутри находится эластичная мембрана, разделяющая пространство на и жидкостную часть, куда поступает расширившийся теплоноситель и газовую, заполненную воздухом или азотом.
Какое давление должно быть в демпфере
Сначала надо вычислить статическое давление водяного столба в неработающей теплосистеме. Считается, что на 1 м водяного столба приходится 0,1 Бар. Если знать высоту от гидробака до самой высокой точки отопительной системы в здании, можно все подсчитать. Допустим, оно равно 11 м. Значит, искомый показатель будет 0,1х11 = 1,1 бар.
Затем вычисляем давление в демпфере по формуле:
Ро = Рст+ 0,2 Бар
Где Ро – искомый показатель.
Рст- давление водяного столба.
1,1+ 0,2 =1,3 Бар.
Получаем ответ: качать газовую подушку демпфера нужно до 1,3 Бар.
Повышенное давление в гидробаке неработающей теплосистемы предохраняет его от заливания жидкости внутрь. Холодная вода или незамерзающий раствор не могут продавить мембрану, поэтому остаются в трубах. Образуется резервный объем, который пока заполняет газ. После включения отопления его место займет образовавшийся лишний объем жидкости.
Когда включается котел, в системе создается рабочее давление, которое доходит до 2 Бар и более. Теперь оно выше, чем в гидробаке, поэтому нагретый теплоноситель легко сдвигает мембрану и занимает освободившееся пространство.
Настройка давления в новом мембранном бачке
Демпферы продаются с определенными параметрами давления, зависящими от объема:
- до 500 л -1,5 атм;
- свыше 500 л — 4 атм.
Этот параметр не всегда идеально подходит, поэтому в гидробаке предусмотрена регулировка. Для этого на корпусе установлен золотник для стравливания и подкачки воздуха. Давление внутри изменяется обычным манометром от автомобиля. При превышении расчетного показателя, воздух нужно спустить, а при снижении – накачать воздушную подушку насосом от автомашины.
Если после настройки закрытая система отопления работает нечетко, скорее всего, в ней установлен слишком маленький расширительный бак. Придется покупать и устанавливать новый демпфер большего объема.
Последствия неправильно выставленного давления
- Перекачанный гидробак не сможет выполнять свою функцию – нагретая жидкость не в состоянии поджать мембрану и попасть внутрь демпфера. Это приводит к повышению давления в системе, которое может порвать трубы и вызвать другие поломки.
- В недокачанном демпфере жидкость быстро прижимает мембрану и занимает все пространство, где должен быть газ. В результате объем теплоносителя уменьшается, что приводит к падению давления в тепловой системе. Котел постоянно отключается и плохо греет.
Почему падает давление в системе отопления
Причины такого явления могут быть самыми разными:
- Воздушные пробки – проблема часто возникает в самом начале эксплуатации. От нее избавит установка воздухоотводчиков. Воздух через них постепенно выйдет сам.
- Неисправности в мембранном баке – неправильно выставленное давление, прорывы мембраны, дефекты ниппеля. В результате давление внутри бака падает, и он полностью заполняется теплоносителем. Нужно подкачать воздушную подушку в гидробаке, а если проблема не исчезает, провести ремонт демпфера.
- Неправильная работа котла – здесь надо вызывать специалистов, обслуживающих газовые сети. Самостоятельно ремонтировать котлоагрегат нельзя.
- Проблемы с насосом – если он плохо качает, лучше обратиться к специалистам, занимающимся ремонтом насосного оборудования.
- Течь – чтобы обнаружить место протекания, нужно осмотреть всю систему – трубы, радиаторы отопления, расширительный бак. Протекающие места – отремонтировать.
Как проверить давление в расширительном баке отопления
Возьмите любой автомобильный манометр и присоедините его к золотнику. Прибор покажет давление в паскалях, но полученный результат легко привести в другие единицы измерения.
1 Бар = 1 атмосферы или 0,1 МПа.
Например, при давлении в 1,4 атм. прибор покажет 0,14 мПА.
Если результат больше нормы – стравите лишнюю жидкость, если меньше – подкачайте подушку гидробака.
Как отрегулировать давление в расширительном баке
Отладка проводится только после выключения системы и слива жидкости из нее:
- Отключите котел. Если бак расположен сразу за ним – перекройте линию подачи воды и магистраль, идущую к стоякам.
- Спустите теплоноситель через сбросное устройство. Делать это через предохранительный клапан нельзя – после такой манипуляции он может начать подтекать.
- Присоедините манометр к золотнику и измерьте давление в демпфере. При проблемах с расширительным бачком оно будет ниже нормы или даже нулевым.
- Подкачивать гидробак нужно автомобильным насосом или автокомпрессором. Обязательно контролируйте параметры давления. При повышенных показателях лишнюю жидкость спустите через золотник.
- Уберите насос, залейте в трубы теплоноситель и запустите отопление. Если все сделано правильно, система будет работать устойчиво.
Обслуживание мембранного бака – рекомендации и советы
Обслуживание гидробака нужно проводить в теплое время года при отключенном отоплении:
- Померьте давление, при необходимости подкачайте воздушную подушку или стравите лишнюю жидкость. Если бак не держит, скорее всего, в нем повреждена мембрана, которую надо заменить. У некоторых моделей это сделать нельзя – в таком случае придется менять весь демпфер.
- Осмотрите места соединения гидробака с другими элементами системы – обратите внимание на герметичность и отсутствие течей.
Гидробак при правильной эксплуатации не создает проблем. Главное – следить за его состоянием и регулярно измерять давление газовой подушки. Идеально сочетать такую процедуру с профилактическим обслуживанием радиаторов и других элементов.